ЭГО МОСКВЫ (egomaniaque) wrote,
ЭГО МОСКВЫ
egomaniaque

Categories:

РАДИО 2016

***Текст опубликован в первоисточнике на ресурсе egomaniaque.livejournal.com, перепечатке на других ресурсах не подлежит. Текст не является официальным выражением чьего-то мнения, это исключительно попытка собрать в одно ряд мыслей, составив условно субьективную картину года в динамике. Исключительно для частного употребления.***

Сколь бы масштабными ни были тектонические движения генерального и оперативного менеджмента в российском медиасообществе - на радио, как культуру, влияния это явного не оказывает.

Несмотря на пафосные, утомительные своей длиной и уровнем фантазии интервью, новых решений патриархи радиовещания не находят, новых форматов не открывают, даже новые радиошоу - исключительное повторение старого. Ничего особенного за год, если не считать уникального события, да и то скорее с огромным знаком минус: крупной катастрофы, которая будет более заметна в перспективе - убийство некогда одной из самых влиятельных радиостанций Русская Служба Новостей и культового петербургского Радио Балтика. Понятно, что события эти можно объяснять насколько возможно умно, долго и громко: невалидные бренды, убыточные проекты, непрофильный бизнес, бла-бла. Но, это так похоже на последствия огромной истерики с битьём тарелок, когда начинают объяснять свои действия логически, стараясь описать это как "выход негативной энергии" и "посуду бьют на счастье".

Ну ок. Допустим, есть самое умное объяснение закрытию редакций РСН и Радио Балтика и включение в их эфир соответственно телеканалов life и Life78. Назовём это: "по опыту коллег из RTL Italia", т.е., условно, телерадио... но у RTL рекламная аудиодорожка звучит как радиореклама, а не как музыкальный фон к тексту на экране. Ну, допустим, есть ещё более простое объяснение: "не ваше дело" - комментарий вполне адекватный по нашим временам. Жаль только Радио Балтика и частоту Нева FM и частоту РСН, в Петербурге этот менеджмент создал аж 3 таких вот "уникальных" продукта.

Ещё к тегам "Петербург" и "уникальность" - в СМИ плавает новость о споре соучредителей местного радио Ностальгия, которое, как выдают сводки, ещё вещает. Когда я последний раз изучал его плейлист, это было что-то типа "околоРетроFM" - узкая вырезка иностранных "околоModernTalking" и "околоCCCatch". И сомневаться не стоит, что станцию запускали, вдохновляясь историей Радио России Nostalgie, рассчитывая на то, что "голодная публика нахлынет". Ох, до сих пор с болью в сердце вспоминаю, как московскую программу Радио России Nostalgie в Петербурге адаптировали много лет назад всё тем же самым набором с преобладанием дешевенького, маловостребованного ныне дископопа конца 80х. Могли б хотя бы в наши времена начать кармически новую историю под названием, скажем, ТоскА... ТоскА FM - очень правильный русский синоним ностальгии, такого светлого европейского чувства, перегруженного в нашей стране постпохмельной депрессией, ненавистью к яркому свету, необычному цвету... со стремлением к затворничеству и попытками ограничить всех - чтоб не радостно было никому. Кстати, к тому плейлисту, что я помню, название ТоскА подходило больше, чем Ностальгия. Чем бы ни закончился конфликт соучредителей - память о Радио России Nostalgie это скорее оскорбляет, да и странная эта Ностальгия - по временам, которых ни у кого никогда не было. Где те прекрасные 30-40 лет советской эстрады? Ах да, на Радио России FM СПб... были... ныне перебиваемые недохитами безвременья.

А вообще, искусственно созданная и нещадно эксплуатируемая "ностальгия по временам, которых никогда не было" - это оч любопытный тренд, весьма продолжительный. Уже лет 10 как идёт тема - заставить людей любить несущесвующее прошлое, чтоб поэтикой его и духовной высотой объяснить "возвращение к земле" - весьма интересный психотерапевтический эксперимент, имеющий отношение скорее к науке Евгенике, чем к культуре Радио.

Вернёмся к тренду "ТелеРадио" или "РадиоВидение", широко известному по RTL Italia. В России этот формат громче всего сейчас подаётся создателями радиостанции Страна FM. Оформленная "под Сегоднячко" студия, логичный программинг: гости, премьеры видео и песен, запуск сигнала на Триколор, бесхитростный стиль титров... Европа Плюс, DFM, NRJ, Радио Шансон, Весна FM, Авторадио и многие другие опыт трансляции в Интернет и на ТВ имеют немалый, и радиопрограммы адаптируют для ТВ, и радиоверсии телетрансляций делают. Если вспомнить начало 90-2000: музыкальная "Программа А", выходящая на РТР с аудиоверсией на Европе Плюc; ток-шоу, обсуждающее то ли яркие особенности влияния наркотиков на организм человека, то ли вред наркотиков, которое снимали в (кажется) импровизированной студии Radio Maximum для какого-то из центральных телеканалов; утренний канал НТВ СПб с аудиоверсией, транслируемой в эфире местной радиостанции Северная Столица... Кстати, я уже работал на радио в те времена и сам сидел на пультом Северной Столицы на трансляции эфира НТВ СПб пару раз, заменяя приболевшего звукорежа. Даже по нынешним временам этот проект был просто гениальным! Сегодня никто не удивляет, нет новых решений, потрясающих воображение, вызывающих любопытство и чувство уважения. На бумаге всё оно, конечно, круто: "мировые тренды", "лучшие традиции", "по нашим исследованиям" - ну так, для грамотного красивого отчёта - да. Тем временем, ещё ряд радиостанций готовы запустить шикарные ТелеРадиостудии. Вопрос лишь в том - кого и кому показывать? Даже на все эти 12 артистов, ходящих по кругу по всем радиостанциям, как грибы прорастающих в "Самые Честные и Объективные Всероссийские Национальные Премии" - нет такого количества аудитории.

В догонку к теме: интересный пример ТелеРадио на постсоветском пространстве: действующий проект из Казахстана, город Караганда: Новое Телевидение + Радио Текс. Трансляция видео без регистрации есть у оператора цифрового ТВ Peers.TV: http://peers.tv/info/novoe_televidenie/ - программа ТелеРадио не круглосуточная, по логике, соответственно потребности аудитории, часть программ - ТелеРадио из радиостудии с бегущими строками, смотрится весьма интересно и динамично, а часть программ - у радио своя, у ТВ своя.

О перспективах Радио, как культуры: ещё одно глобальное преступление, помимо убийства РСН и Радио Балтика можно описать так: "по данным СМИ, представители крупнейших медиахолдингов не рекомендовали товарищу такому-то из такого-то ведомства давать разрешение на развитие цифрового радиовещания в России". Ну понятно, сами не заполняют рекламные блоки, а ещё тут каким-то посторонним людям давать преимущество в перспективе стать более успешными конкурентами. Только, перекрывая дорожку другим, они и себе заколотили дверь в будущее. Меж тем, уже в этом году должен стартовать проект радио нового типа, который готовит хорошо известная в медиа, весьма успешная команда. Это будет экстремально смелый, достаточно яркий шаг, который соединит две огромные культуры и создаст новую, и в этом году и в перспективе. И это будет не FM-радиостанция, и не интернет-радио... и в даже в целом, модель "китайская". Не в плане, что стибрена у китайцев, а в том плане, что так делают китайцы: соединяют фейсбук и ВК в RenRen, Твиттер и Инстаграм в Weibo... Перископ, YouTube и Инстаграм в Meipai... всё что вообще возможно + Snapchat + фитнес-соцсеть + Viber + платёжная система + ещё чёрти что в WeChat...

А ближайшие перспективы медийной отрасли будут похожи на то, что сейчас происходит в банкинге: не имеющая отделений компания Тинькофф при всех её минусах - уже бОльший банк, чем многие банки с тысячами отделений. Так и многие телекоммуникационные сервисы в условном ЗАВТРА будут больше РАДИО чем то, что сегодня работает на FM. Оно, конечно, грустно, что Принцессы, Драконы, Монстры и Зомби Радиовещания и соответствующие ведомства поставили крест на развитии цифрового радио, но Россия имеет шанс перескочить этот этап...

Впрочем, если не принимать во внимание административные понятия и ограничения, сегодня ряд российских проектов весьма успешно развивает Радио, как культуру именно по линии цифрового вещания: Радио Матрёшка, программы которой готовятся в России и звучат в Лондоне в DAB (привет деятелям российского FM), RUSA Radio (экс-DANU Radio, купленное крупнейшим оператором iHeart), одно из радиошоу которого в прямом эфире транслируется из звукозаписывающей студии в центре Москвы в прямом эфире на крупнейшие города США в диапазоне HD FM. Возможно, конечной аудитории название нужно "объяснять", ведь понятие RUSA для США, хоть и можно подать, как некий каламбур, но всё ж надо "разжевать", а то, что мы экспортируем на условный "запад" как "Матрйошка", там называют "Russian Toy". Историю "Русского Берлина", "Русской Рекламы" (США), "Радио Спутник" (Финляндия) и тд мы не затрагиваем - это вполне нормальная история локальных эмигрантских радиостанций, представленный во многих странах мира. Однако, плюс Радио Матрёшка в том, что она нацелена не только на русскую публику, но и на англичан. Тем не менее, станция официально открыта в 2015 году и в список трендов 2016 мы её можем отнести лишь в перспективе и то не по форме, а по идее.

Кстати, об идеях и смыслах: в наши глухие кризисные времена смысл - главное, что будет держать радиостанцию на плаву по уровню естественного интереса аудитории. Как можно заметить, за минувшие отрезки в 10 лет, 5 лет и 2 года никакие крупные и мегабюджетные рекламные кампании на наружке, на ТВ и никакие спецпроекты уже не гарантируют идеям успеха, потому что, прежде чем что-то запустить, нужно ответить себе на несколько вопросов: КТО АДРЕСАТ - КАКОЙ СМЫСЛ - КАКАЯ ФУНКЦИЯ - КОМУ КАКАЯ ВЫГОДА?

Возьмём за основую категорию СМЫСЛ и допустим ещё категорию ИДЕЯ, причём, категорию СМЫСЛ примем за оригинальную естественную, а ИДЕЯ за искусственную, нередко вторичную... где СМЫСЛ - это прямое и понятное, а ИДЕЯ - косвенное и условное... допустим, что, в категории ИДЕЯ присутствует часто попытка найти СМЫСЛ... Но ИДЕЯ не всегда имеет СМЫСЛ, а СМЫСЛ не всегда находит правильную ИДЕЮ

СМЫСЛ

МИЛИЦЕЙСКАЯ ВОЛНА. Государственная, ведомственная радиостанция МВД, информирует широкие слои населения о деятельности Министерства Внутренних Дел, работает на повышение лояльности аудитории к правоохранительным органам и поддержание положительного образа сотрудников Полиции в медиа и обществе. Широким и позитивным музыкальным форматом из хитов XX-XXI века привлекает многочисленные активные социальные группы.

CAPITAL FM. Государственная радиостанция Правительства Москвы и ВГТРК, выполняющая функцию информатора для англоязычной аудитории Москвы и России, стремящаяся объяснить всё происходящее доступным языком, заменив BBC, CNN, DW etc

РАДИО КНИГА. Радио, погружающее слушателя в мир высокого языка, литературы и поэзии, позволяющее расширить словарный запас, эрудицию и кругозор и найти правильные идеи в жизни.

ОРФЕЙ. Радио, погружающее слушателя в мир классической, академической музыки,живой, естественной, настоящей, высокой музыки и популярных в начале-середине XX века жанров, близких к тому.

ЭХО МОСКВЫ. Радио, дающее альтернативную точку зрения той, что дают государственные СМИ.

ВЕСТИ FM. Радио, дающее альтернативную точку зрения той, что дают сми, которые пытаются дать альтернативную точку зрения той, что дают государственные СМИ.

БИЗНЕС FM. Радио, дающее насколько возможно полную картину мира, передающая разные точки зрения и показывающее, как любые события отражаются на личных и общественных финансах.

ДЕТСКОЕ РАДИО. Радио для детей, стремящееся поймать и соблюсти интересы подрастающего поколения и родителей.

ЗВЕЗДА. Государственная, ведомственная радиостанция Министерства Обороны РФ, отражающая мир через призму интересов и потребностей ведомства, адресованное мужской аудитории, которая живёт по понятиям, в частности таким как: патриотизм, родина, государство, национальная гордость...

АВТОРАДИО. Радиостанция для городских автомобилистов.

ДОРОЖНОЕ РАДИО. Радиостанция для дальнобойщиков и путешественников.

СПОРТ FM. Радиостанция, стремящаяся информировать широкую общественность о спортивной жизни страны и мира и оперативно ориентировать азартных игроков, делающих ставки на спорт, снабжая всех необходимой и возможной по ситуации аналитикой.

МОСКВА FM. Государственная радиостанция Правительства Москвы и ВГТРК, выполняющая функцию информатора для модной аудитории Москвы, стремящаяся объяснить всё происходящее доступным языком.

КУЛЬТУРА. Государственная радиостанция ВГТРК, стремящаяся информировать и оживлять сообщество людей с интересами и устремлениями "высокими" и "глубокими".

РЕЛАКС FM. Радиостанция, адресованная тем, кому необходим спокойный и приятный музыкальный фон, близкий к традиционной поп-музыке.

ДЖАЗ. Радиостанция, адресованная тем, кому необходим соответственный ситуации и времени суток музыкальный фон, близкий к традиционной джазовой и околоджазовой музыке.

РАДИО ВЕРА. Радиостанция, на государственном уровне выполняющая функцию поддержания в актуальном состоянии одной из главных духовных скреп современности.

МЕГАПОЛИС FM. Радиостанция, объединяющая в сообщество любителей клубной и ресторанной культуры и исследователей в области лёгкого и тяжёлого допинга.

КАМЕДИ РАДИО. Развлекательное радио, в котором музыка - не первое и не второе, а просто "пауза" и "фон", а основа - современный, "сегодняшний" юмор.

ЮМОР FM. Радиостанция, аккумулирующая образцы традиционного массового юмора для представителей рабочего класса и людей, из него вышедших, компенсирующая всплески настроения музыкой, способствующей его упадку.

РАДИО 1 (2016-2017). Экс-РТВ-Подмосковье, Наше Подмосковье... Станция, ведущая вещание в крупнейших городах Московской области на FM и в самой столице на бывшей частоте Юности 68.84 УКВ, передающее точку зрения Губернатора Московской Области.

WRN (WORLD RADIO NETWORK). Уникальная радиостанция, ведущая вещание с низкой мощностью 5 кВт из московского Куркино на AM/СВ 738 кГц http://www.wrn.ru/. Концепт: русское иновещание разных стран. Эта станция достойна выхода в FM больше, чем 10-к современных радиостанций, ведущих вещание.

Кстати, соратники тов.Габрелянова, уничтожившие РСН, сделали бы и себе и людям много полезного, заменив в Москве аудиодорожку канала Life сигналом WRN, а на одну из своих частот в Петербурге, 92.9 FM или 95.9 FM могли бы выдать Милицейскую Волну. Входя в общероссийский ТОП10, "МВ" в Петербурге и области, где обитает аудитория не менее патриотичная и сознательная, чем в Москве, свои бы 500 тысяч человек получила. Это касается и множества других городов, где местные станции могли бы выдать Милицейскую Волну, используя её бренд как слоган, а под местным брендом врезая местные программы и локальную рекламу. Так, условное Радио Ромашка может вещать федеральную Милицейскую Волну, в итоге будет Радио Ромашка (бренд) - Милицейская Волна (слоган). Эта практика существует много лет во многих станций во многих городах.

ИДЕЯ

ЕВРОПА ПЛЮС, РУССКОЕ РАДИО, ШАНСОН, НАШЕ РАДИО, РОК FM... Исторически: камертоны жанров... сегодня это скорее имидж, позволяющий станциям в перспективе быть успешными как нишевые. В основе была идея, и в ней был и остался смысл... туда же:

DFM. Идея адаптировать отечественную поп-музыку под некогда растущий мировой музыкальный тренд EDM.

NRJ. Идея откусить кусок аудитории Европы Плюс, взяв в аренду популярный в Европе и мире бренд.

СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ. Идея раздуть идеи небольшого сообщества из нескольких тусовок, подавая их как "элиту", часто давая слово и "элите".

ВОСТОК FM - объединить в сообщество представителей южных и восточных этносов, пребывающих и гостящих в столице и городах вещания + любителей поп-музыки с ярко выраженными южными и восточными мотивами...

УЛЬТРА (Интернет) - объединить в сообщество любителей тяжелой, альтернативной рок и поп-музыки и приближенных жанров.

RADIO METRO (СПб) - рекламировать ночной клуб с несколькими танцполами разного формата.

МАЯК. В том, чтоб превратить тот самый, влиятельный и рейтинговый, народный Маяк в разговорное радио с известными фамилиями - был смысл. Однако, людям, которым важнее зарабатывать на ведении свадеб и корпоративов или просто "самовыражаться", радио само по себе не интересно, и в этом эпик фейл. Сегодня Маяк хоть и существует, но он не более влиятелен, чем Радио Юность, которой нет больше вообще нигде и никак.

РАДИО РОССИИ. Долго размышлял, для кого эта некогда влиятельная станция, ведь аудитория, которую кормят БАДами - быстро вымирает. И вот, в минувшем году читал где-то какое-то интервью о пытках в системе ФСИН в одном из соответствующих заведений "где-то в России". В тексте было упоминание Радио России, мол: "очень громко включают во время пыток и избиений Радио России, чтоб заглушить крики и удары". Правда это или нет - другой вопрос, но, вот, как бы единственное упоминание, которое я увидел за год... и, потому, в некотором роде есть объяснение его существованию.

РАДИО 7. Исторически, как сообщают некоторые источники, станцию запускали "Адвентисты 7-го дня", ещё и фамилия Познера в истории мелькала... Сегодня у Адвентистов 7-го дня своё интернет-радио Голос Надежды, и вот на этом ресурсе http://adventist.ru/library/adventist-world-radio/ пишут, что 3 раза в неделю в 5-50 утра программа этой радиостанции выходит в эфире государственного Радио России. Если так, то Доброе утро!

ХИТ FM. Исторически: представление интересов Бориса Зосимова (каталога PolyGram Russia - Universal Music Russia + промо MTV Russia) в эфире. После потери Зосимовым канала MTV и PolyGram и перехода в РМГ задачи много раз менялись.

НАШЕ РАДИО. Исторически: представление интересов Березовского (каталога Real Records в синергии с Первым Каналом и ТВ-6 Москва) в эфире. После потери Березовским своих ресурсов - камертон жанра, застывшего во времени

LOVE RADIO, РАДИО ДАЧА, ТАКСИ FM. Исторически: представление каталога АРС Рекордз в музыкальном эфире, используя романтический и приключенческий ореол понятий ЛЮБОВЬ, ДАЧА, ТАКСИ. Сегодня: соблюдение творческих интересов инвесторов.

LIKE FM. Глобально идея была в том, чтоб на месте дорогостоящего низкорейтингового проекта City FM запустить что-то простое, недорогое и успешное. Популярное словечко Like, набор укороченных версий свежих поп-хитов и дать аудитории понять, что эта радиостанция - полу-соцсеть/полу-хит-парад.

***

Вообще, интересно иногда "копнуть в глубь", понаблюдать за случайно найденной в России радиостанцией. Странным образом, уже не помню как, набрёл на "Радио Тосно Плюс", вещающее на УКВ в городке Тосно. Включаю онлайн: Елена Темникова "Наверно"... Господи, да КТО же вас заставляет ЭТО крутить БЕСПЛАТНО? Так мало Темниковой по центральным радио и тв? Местных исполнителей нет вообще? И это не столько про Тосно Плюс, сколько про все локальные радиостанции России, старающиеся копировать плейлист крупных игроков: ну что ж вы так не любите своих друзей и соседей, что не помогаете развивать местную культуру?

Мне вспомнились времена петербургской станции, где я работао... когда новая начальница пришедшая на станцию, которая подходила к ТОП5, сообщила что "поставит радио с колен на ноги": "понемногу будем откусывать аудиторию у Европы Плюс"... и, странным миксом какой-то неестественной, незвучной поп-синтетики и новых песен Игоря Николаева "подняла" станцию на 12-е место из 15ти тогдашних станций. Никак не забуду, как песня Jeannette "Por Que Te Vas" была в горячей ротации, поскольку, по её словам, она "звучит так модно, что думала, что это новая песня"... а уж скачанные в Инете песни со вшитыми шёпотом ID "Русское Радио" в эфире - эт ащщее)

Блин, лет через 10 я напишу об это всё большой роман)))

А пока попытаюсь вспомнить, что такого за 2016 год особого произошло в fm:

Милицейская Волна: Новый программный директор Александр Дулов, возвращение к самому успешному формату радиостанции за всё время её существование. Возвращение в ТОП10 музыкальных радиостанций

РСН, Балтика: Светлая память!

РМГ: Трагическая гибель Аси Лавриной, повлекшая за собой ряд необратимых последствий в индустрии, финальный распад команды. Приход целого ряда людей из ЕМГ, перезапуск Station.ru

Русское Радио, Maximum, Монте-Карло, Хит FM: Лого, исполненные в новом виде.

DFM: Новый программный: Игорь Кокс; Новый программный: Сергей Никифоров; Новый программный: Ольга Цепкова.

Хит FM: Новый программный директор Роман Олегов, уже работавший на этом посту на этой радиостанции в начале 2000-х при других собственниках.

Capital FM / ex-Moscow FM: Переезд с частоты 105.2 на 105.3 FM

Радио Книга: Появление первой новой частоты в столичном диапазоне за долгое время 105.0. Таким образом ещё есть куда двигать станции, чтоб зажечь новые частоты.

Русский Хит: Один из самых успешных интернет-проектов Алексея Анисахарова и Ко слушали в столице и области наравне с топовыми станциями, проект начал прорастать в региональный FM и был продан Михаилу Гуцериеву, став новым брендом для Столицы FM (экс-Финам FM).

Столица FM (новый Русский Хит): Новый программный: Олег Сергеенко (DJ ОлегOFF)

Новое Радио: Поглощение холдинга ЕМГ + Спорт FM. Ещё одна новая "самая честная и объективная национальная музыкальная премия".

ЕМГ: Смена менеджмента, новые люди, известные по работе в РМГ, закрытие баснословно дорогого проекта Chameleon.FM, колоссальное сокращение штата, закрытие ряда эфирных и интернет-проектов с последующей передачей региональных fm-частот Новому Радио.

Комсомольская Правда: Приход Дмитрия Широкова.

Говорит Москва (Доренко): Переезд из ВННИТР на Пятницкую 25 из-за скандала с РМГ по причине отключения питания студии и (если ничего не путаю) невозможности выхода в прямой эфир интервью с Сергеем Собяниным вследствие того...

Весна FM: Переход из Изюм Медиа в Крутой Медиа в подчинение к редакции Радио Дача

Восток FM: Новый менеджмент, о котором было объявлено в последний день года

КоммерсантЪ: Переезд студии в новый офис в Крылатское.

Спорт FM: Скандал с Отаром Кушанашвили, новый менеджмент

Страна FM: Запуск телевещания из студии, запуск телевизионного сигнала на спутник Триколор ТВ, попытка создать российскую версию музыкально-развлекательного СМИ по модели RTL Italia.

Наше Подмосковье (теперь Радио 1). Новый бренд, новая студия, новый имидж, новая концепция, новый менеджмент. Переход под свободный долгое время классический советский и российский бренд "Радио 1".

День Радио - 7 мая. Грустным получился праздник, традиционно собравший коллег из медиа-индустрии. Потому что не особо праздником и получился. 7 мая в Калуге хоронили коллегу и друга Сашу Рубцова...

...

Почти погасла некогда культовая Moskva.FM, вместо неё набирает популярность альтернативный ресурс Vse.FM

Ресурс 101.ru не нашёл модель взаимодействия с аудиторией и индустрией и сильно уступает Tune In и PC Radio. Пока не время - у него есть шанс стать успешным стриминговым проектом. 2-3 года запаса прочности бренда ещё есть.

С 2016го РАДИО - это уже только FM/AM/Интернет, но и плейлисты, создаваемые кураторами сервисов Яндекс Музыка, Apple Music, Deezer, Google Play Music, Zvooq. И эти кураторы - по статусу выше традиционных музредакторов и прогдиректоров, потому что над ними стоЯт правила, но система не стоИт выше личного опыта.

Информационные и разговорные FM-радиостанции прорастают в интернет-порталы с онлайн-вещанием и подкастингом.

Deezer уже встроен в аудиосистемы ряда автомобилей мировых брендов, очередь за Яндекс.Музыка в России.

Остаётся ожидать появления легальных сервисов, которые... (хотя, этот ряд идей, я думаю, для начала неплохо бы запатентовать ;D )

Счастливого 2017!


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments