egomaniaque

Category:

СБЕР.ЗВУК - СТРИМИНГ, КАК КОНКУРЕНТ РАДИО, КОТОРОМУ РАДИО - НЕ КОНКУРЕНТ

Кто о чем, а я о радио) и о стриминге)

Размышлял на минувшей неделе о ребрендинге Сбера, который стал объектом для шуток и породил множество мемов. Думы думал и о перспективах технологии, и о будущем музыки. Покупка не самого первого, но не уступающего по функциональности многим сервиса Zvooq / Звук и переименование его в СберЗвук (в череде событий от запуска Spotify до 10-летия Яндекс Музыки) - не то, чтоб удар по традиционным медиа, ведь он совсем не направлен на их уничтожение. Но это и не альтернатива, скажем, эфирному или интернет-радиовещанию, просто потому что традиционное вещание не может быть полной альтернативой стримингу - с его одним единственным плейлистом на каждой кнопке против бесконечного количества плейлистов даже самого простейшего стриминга. Это просто ещё один из множества шагов, но, учитывая технологическую мощь и влияние Сбера - почти прыжок из каменного в медный век. Событие, ощутимое, конечно, не для всех - в основном для тех, в ком живëт жажда познания и стремление к использованию широкой палитры альтернатив. Для остальных революция незаметна, они проснутся однажды утром и поймут, что мир выглядит уже не так, как ещё вчера.

Можно ли назвать игнор к радио и внимание стримингу - ударом по радиовещанию? Ну, наверное, только в том смысле, в котором FM нанëс удар по УКВ, а mp3-флешки по CD. Прикиньте, 20 лет мы и представить себе не могли, что в Москве диапазоны ДВ/СВ будут пусты, а ещё 10 лет назад УКВ был вполне себе обитаемым. Сколько можно дать FM-радиовещанию в столицах? 3-5-10 лет? И останется ли через 10 лет в столичном FM хотя бы 5 радиостанций, кроме государственных и дотационных?

Казалось бы, телевидение - ещë более уязвимым продукт: дорогой и малоподвижный, но, благодаря картинке и цифровому вещанию, оно получает новую волну внимания с приставкой SberBox и в виде библиотеки контента доступно в сервису Okko. А радио, как традиционное потоковое вещание не приветствуется ни в каком виде, ни в какой перспективе. Потому что эфирное это прошлый век, а цифровое "начальники" посчитали нерениаьельным. Вот теперь и Автомобиль - больше не место для радио. Здесь теперь СберЗвук, его база, плейлисты, подкасты, равно как и для умной колонки и прочих сервисов. И даже первая и последняя функция радио - экстренные оповещения - имеет больше технологических возможностей к реализации с помощью множества вариантов уведомлений в приложениях СберКосмоса.

Не велика беда - игнор эфирного и интернет-радиовещания, люди взрослые, обладатели автомобиля, некоторые сотрудники рынков и посетители столовых в перспективе 3-5 лет ещё будут по привычке слушать радио, дело в другом - в культ возведена огромная отрасль - стриминг, представленный у Сбера Звуком, и она более приспособлена для рекламы продуктов и сервисов Сбера и множества технологических компаний, чем эфирное радио в столицах, и за эту рекламу больше не надо платить радиостанциям и телеканалам, и аудитория её предельно прозрачна, и есть возможность выбирать желаемую с точностью до дня рождения или размера футболки. Продюсеры программ традиционного радиовещания, пытаясь соответствовать планам маркетологов, ускоренно адаптируют эфирные программы в подкасты, планируя интегрировать в них рекламу (и удивительно, если крупнейшие стриминги это пропускают) - при этом, глобально меняется модель монетизации. Теперь тратить придётся всë больше, а зарабатывать всë меньше.

С одной стороны СберЗвук с его автомобилями и девайсами, с другой Яндекс с его Музыкой, каршерингом и такси, Мейл Ру с его ВК-ОК-БУМ и множеством сервисов экосистемы, а ещё и мировые гиганты услуг полного цикла - Google, Apple, Amazon, Tencent, не считая профильных игроков типа Spotify - и из всего этого многоообразия выпадает не только эфирное, но интернет-радио. Странным образом, я даже свои две старые интернет-радиостанции, которые тянул лет 10, в августе забыл оплатить и отключил навсегда. Да и ладно, думаю - не такой толк, как раньше было: ютюб-инста-тикток и прочие соцсети дают трафика в сотни раз больше, ещё и платят за это, так и зачем теперь правообладатель будет отдавать каталог, да это ещë и деньгами прокладывать.

А радио вообще сегодня где? Вот даже я, фанат традиционного радиовещания, в машине, по выходным, на музыкальных станциях долго не задерживаюсь - музыки слишком много стало, еë столько не нужно, любому человеку для счастья хватает 5-10 любимых артистов, которых все мы по кругу слушаем годами. Из этой логики исходят и программеры станций, называя ряд артистов "форматообразующими". В машине хорошо слушаются новости, джаз и классика, а в будни в Москву лучше ездить на МЦД. Быстрее и спокойнее, и можно уделять время соцсетям. Хотел я отслушать одну из относительно новых музыкальных радиостанций "для 40-летней молодежи" - в TuneIn еë не заводили, чтоб монетизировать в своих приложениях. Приложение глючило и отказывалось выдавать поток вещания. Ладно, на старом телефончике, где ещё есть FM- чип, настроил станцию, через силу "ознакомился" с жутким, морально устаревшим репертуаром в количестве 5 или 6 композиций, чтоб услышать, как ведущий объявит песни до и после, объявит название радиостанции и... и? Есть такое ощущение, что многие станции можно слушать только в нетрезвом виде на шашлыках, но жизнь-то наша - не шашлык)

"А разговоров-то было" - ходит картинка по соцсетям с лого Сбера. Ну, презентация, конечно, наигранная была. Еë будто те люди готовили, которые новогодний эфир канала Россия 1 делают. Но, если уж передовые отечественные компании, стремящиеся "опережать" больше не ставят эфирное вещание в приоритет то уж чо ж. А прикиньте, исполнится мечта пары сотен людей и в индустрии радио останутся только фанаты, а остальные уйдут в ТикТок и последующие новогодние сервисы. Тем приятнее будет ловить на забытых волнах какую-то яркую неформальщину, которая сегодня доступна только за пределами города на автомагнитолах со специально модифицированной ДВ/СВ/AM-антенной... и да очистится диапазон от "всякия скверны"!

Конечно, не стоит забывать о том, что есть Москва, а есть Россия. И за пределами городов-миллионников ещё лет 10-15 будут слушать FM-радиостанции, хотя все мы знаем, что даже в самом малом п.г.т. всякий хочет "не отставать".

Еще про события года, из личного:
1) Spotify это круто. Я там, странным образом, подсел на Mariah Carey - слушаю её альбомами, и ещё подборки фанк-музыки разных стран и времëн. Apple хорош, как альтернатива, поискать что-то типа авторов и текста песени на старом смартфоне, а Яндекс Музыка - для того, чтоб что-то отслушать на новом смартфоне. В Яндекс Музыке, кстати, очень удобно реализованы подкасты
2) Подкасты. Я очень долго хотел "влюбиться" в какой-нибудь подкаст, чтоб эмоционально быть к нему привязанным и слушать новые выпуски, и вот именно на Яндекс Музыке, благодаря удобном интерфейсу, выделяющими группу подкастов, я нашел то, о чем мечтал: РИА НОВОСТИ, ИСТОРИИ.DOC: https://music.yandex.ru/album/6411659

- особо взволновал меня выпуск про Усть-Илимский трамвай, да так, что я и видеоблог, посвященный ему, нашел: https://youtu.be/dybuA90CGt0 и теперь вот сам мечтаю на этом трамвае прокатиться. Такие вот песни.

3) Радио. Конечно, живы будут государственные а ля Радио России и Милицейская Волна, ибо они не зависят от рекламы, и крупные региональные игроки а ля Радио Родных Дорог и Радиола, ибо могут точно довести информацию регионального рекламодателя до нужного региона, а остальным радиостанциям, судя по всему, придëтся превращаться в телерадиоаканалы по модели RTL, а ещë производить и дистрибутировать через аудио-видеосервисы специальные программы, не дублирующие эфир, ибо психология обращения к источникам разная. И да будет Интернет! Всем хорошего сигнала!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded